Выбрать страницу

Многие из нас хотя бы раз в жизни составляли резюме. У кого-то получилось отличное, эффективное резюме, которое относительно быстро принесло подходящую работу. У кого-то резюме вроде как и было нормальным, но как-то не особо сработало: было мало откликов, работа мечты не нашлась.

Как сделать так, чтобы резюме принесло результат — предложение о работе — в максимально короткие сроки?

С чего начать

Чтобы понять, как составить резюме, стоит разобраться с целями его создания. Цели могут быть разными:

  • устроиться в конкретную компанию,
  • устроиться на конкретную должность,
  • устроиться хоть на какую-нибудь работу,
  • сменить работу, если на рынке найдётся более интересное предложение.

В зависимости от этих целей стратегия составления резюме будет разной.

Если хочется устроиться в конкретную компанию

Если Вы знаете, в какую конкретно компанию хотите попасть, то выберите одну вакансию (как бы ни бы были Вам интересны разные вакансии) и сделайте резюме и сопроводительное письмо именно под неё.

Часто бывает так, что очень-очень нравится какая-то компания, Вы давно следите за её новостями, знаете всех её конкурентов, пользуетесь её услугами или товарами, рекомендуете их всем знакомым, и уже мечтаете оказаться среди тех счастливчиков, которые уже работают в фирме Вашей мечты.

В таком случае есть соблазн написать в отдел персонала, что Вы горите желанием присоединиться к команде и готовы на всё! Пойдёте в любой отдел и на любую должность — лишь бы взяли.

Иногда этот подход может сработать, но чаще всего такое поведение оттолкнёт рекрутеров (специалистов отдела кадров, которые занимаются подбором персонала), и вот почему: для них важно не просто закрыть позицию, наняв Вас, а привести в компанию сотрудника, который будет долгосрочно сотрудничать с компанией на данной позиции.

В случае же, когда Вы не знаете, что хотите (а именно это и происходит, когда Вы готовы на несколько позиций в одной компании), рекрутеры понимают, что Вы можете внезапно что-то такое надумать себе и перейти в другой отдел, что для Вас может быть и прекрасно (карьерный рост, новые возможности, новые коллеги и всё такое), но в Вашем текущем отделе образуется дырка. А дырки — это нехорошо. Дырки надо кем-то затыкать. И если Вы «сделаете дырку», не успев «отбить» для компании затраты на Ваше привлечение и Вашу адаптацию (да, труд рекрутеров и тех, кто будет вводить Вас в курс дела первые недели или даже месяцы, чего-то стоит), то для компании по деньгам получается, что нас Вас больше потратили, чем на Вас заработали. Для компании ранний уход сотрудника с исходного места на другое (даже внутри той же компании) — это всё равно, что купить станок, а потом обнаружить, что его упёрли конкуренты (даже если конкуренты — это не конкуренты компании, а милейшие люди из соседнего отдела той же компании).

Ладно, всё, Вы определились: хочу работать в компании A на позиции B. Как всё-таки составить резюме? Где обещанные шаблоны резюме, образцы резюме?

Признаюсь, я искала шаблоны и образцы резюме только на начальных этапах поиска работы, когда вообще было не понятно, с чего начать. Сейчас же я придерживаюсь лишь нескольких простых правил:

  1. Под каждую отдельную должность — одно резюме. Если в принципе готовы работать и курьером, и продавцом, то одно резюме будет называться «Продавец/Продавец-консультант», другое — «Курьер». Не надо делать резюме «Продавец/Курьер». Работа продавца и курьера сильно отличается по обязанностям, навыкам, личностным качествами, поэтому для всех разных должностей делайте отдельное резюме.
  2. Не увлекайтесь перечислением своих замечательных качеств. Слова «коммуникабельный, исполнительный» и подобные клише уже набили оскомину всем рекрутерам. Вместо слов — дела. Опишите, какие ситуации у Вас были и как Вы с ними справлялись (в одном-двух предложениях), описывайте кейсы (случаи), а не просто говорите, что Вы — такой-то хороший.
  3. Укажите все возможные детали, которые покажут работодателю Вашу компетентность и уместность для их позиции — сертификаты, результаты прохождения тестов, список рекомендаций, отзывы, портфолио. Если у Вас всего этого ну очень много, выберите только то, что действительно значимо для искомой позиции.
  4. Не просто указывайте место работы и должность, а описывайте в текстовом поле следующее:
    1. Должностные обязанности (занимался тем-то и тем-то),
    2. Достижения (внедрил, настроил, организовал, увеличил ежемесячную выручку на 20 % и т. п.). Все достижения — с цифрами, с глаголами совершенного вида (не «делал», а «сделал»).
  5. В блоке «О себе» я рекомендую указать следующее:
    1. Краткое описание себя (не больше 2-3 предложений описание себя, из которого понятно, кем Вы себя видите, в какой отрасли и почему).
    2. Описание инструментов, языков программирования и прочих технических навыков, которыми Вы владеете (можно — с указанием уровня: вот с этим — работал столько-то лет, с этим — около года, это — знаю поверхностно, но могу при необходимости изучить).
    3. Описание уровня владения иностранными языками (например: уровень владения английским языком — Advanced).
    4. Если у Вас есть водительское удостоверение категории В, то можете это указать. Некоторые вакансии предполагают разъездной характер работы — на своём автомобиле или на автомобиле — и вождение автомобиля. Если в Вашей работе наличие «прав» может пригодиться — то укажите, что они у Вас есть.
    5. Что касается хобби, я не рекомендую их указывать. Как семейное положение, наличие и количество детей. Лучше укажите, как Вы регулярно развиваетесь профессионально:
      1. На какие конференции ходите,
      2. Какие профессиональные блоги читаете,
      3. Какие профессиональные книги недавно прочли,
      4. Если ведёте свой профессиональный блог или выступаете на профессиональных конференциях в качестве спикера, ведёте свой подкаст на профессиональные темы — то это вообще отлично. Всё это больше заинтересует работодателя чем то, что Вы увлекаетесь рыбалкой, у Вас есть жена, двое детей, и что Вы обожаете проводить время, отдыхая с ними. Резюме должно быть про то, как Вы любите работу, изучаете новое в своей профессии, в своей отрасли, в смежный отраслях.
  6. Сейчас всё реже требуется резюме в виде файла, поэтому проще всего (да и чаще — эффективнее) завести резюме на hh.ru и/или на LinkedIn (этот сайт сейчас заблокирован Роскомнадзором на территории России, так что не удивляйтесь, что он просто так по ссылке не откроется, но вообще на нём очень удобно делать постоянно висящее «онлайн-резюме», доступное как рекрутерам, так и всем, кому может быть интересен Ваш профессиональный опыт). На hh.ru структура резюме проста, поэтому помимо тех советов, которые я описала Выше, больше практически ничего для составления резюме и не понадобится. Надо просто заполнить информацию о местах работы, учёбы, о желаемой сфере деятельности и другие поля. Начните хоть с какой-то версии резюме. Вполне может быть, что её хватит для приглашения на собеседование и последующего трудоустройства.
Если хочется устроиться на конкретную должность

Если хотите сменить работу, а целевая компания — не так принципиальна, а просто интересуют все вакансии по какой-либо должности, сделайте резюме, нацеленное на демонстрацию Ваших навыков по этой должности, стараясь ориентировать резюме под «собирательную», «типовую» вакансию. Для этого найдите 3-7 вакансий, по которым деятельность соответствует Вашим ожиданиям, и сориентируйте текст своего резюме под те навыки и требования, которые будут встречаться во всех или почти во всех выбранных вакансиях.

При таком подходе Вы избежите рисков переборщить с перечислениям своих многочисленных достоинств или наоборот — забыть указать какие-то часто требуемые навыки, знания.

Безусловно, специфичные знания выделят Вас в голове рекрутеров из компаний с узкой специализацией, какой-либо отраслевой направленностью. Например, если Вы — не просто специалист по продажам, не просто программист, а очень хорошо разбираетесь в логистике, грузоперевозок, несколько лет работали в сфере транспорта, то указание специальный знаний поможет привлечь компании соответствующего профиля (если Вы хотите там работать, продолжать развиваться в той же отрасли).

Если же отрасль для Вас менее важна (например, Вам не принципиально, что продавать или под какую отрасль разрабатывать программное обеспечение), то покажите свою универсальность, умение быстро вникнуть в особенности новой для себя сферы, быструю обучаемость. И будет здорово, если всё это Вы покажете не словами «быстро обучаюсь», а примерами достижений (допустим, спустя 2 месяца после прихода в прошлую компанию, которая занималась абсолютно не известной для меня сферой деятельности, увеличил выручку отдела в 2 раза).

Если хочется устроиться хоть на какую-нибудь работу

Если работа нужна срочно, всё достало, срочно нужны деньги, давно не можете найти работу, то время играет против Вас, и действовать надо быстро.

Не просто размещайте резюме и ждите откликов, а просматривайте вакансии сами и откликайтесь на те, что Вас заинтересовали.

Что поможет с большей вероятностью получить приглашение на собеседование:

  1. Отслеживание вакансий при помощи автопоиска на hh.ru. Один раз поискав вакансии, Вы можете сохранить Ваш поиск со всеми фильтрами и настройками, сделав так, что новые вакансии по данному вопросу будут оперативно присылаться Вам на почту, и Вы сможете откликнуться на интересные вакансии раньше других кандидатов.
  2. Пишите сопроводительное письмо. Образцы сопроводительных писем можно легко найти в Google или Яндекс. На что стоит обратить внимание:
    1. Не стоит откладывать отклик на вакансию только из-за того, что написание сопроводительного письма Вам неприятно/страшно/займёт у Вас много времени. На самом-то деле, в сопроводительном письме достаточно следующего:
      1. «Добрый день. Меня заинтересовала такая-то вакансия в Вашей компании.»
      2. Потом — 2-4 предложения (или тезиса) про то, почему Вы подходите на эту вакансию (например: «У меня есть опыт работы в сфере логистики, опыт работы на руководящей позиции в течение трёх лет»).
      3. Потом — почему Вы хотите работать именно в этой компании (например ,давно слежу за деятельностью Вашей компании, регулярно посещаю Вашу фирменную отраслевую конференцию, высоко оцениваю её качество, поэтому буду рад присоединиться к команде с такими профессионалами).
      4. «Буду рад приглашению на собеседование. Хорошего дня!»
      5. «С уважением, [Ваши имя и фамилия]».
  3. Если в течение 1-2 рабочих дней Ваш отклик будет отображаться на hh.ru как не просмотренный, попробуйте найти на официальном сайте компании email-адрес отдела рекрутинга и поинтересоваться, получен ли Ваш отзыв, насколько актуальна вакансия, стоит ли Вам ждать отклика (приглашения на собеседование или отказа), и если да, то в течение какого примерно времени.

Если Ваш отклик не просмотрен или Вам отказали, не пригласив Вас на собеседование, — не отчаивайтесь. Иногда дело — не в Вас, а в том, что вакансия перестала быть актуальной. Бывает, в компании что-то поменялось с момента публикации вакансии — подумали, что набор кандидатов стоит остановить или приостановить, что скорее всего возьмут внутреннего сотрудника (допустим, из соседнего отдела), подумали, что надо пересмотреть требования к кандидатам, поэтому активный подбор кандидатов не ведётся.

Если Вам отказали — это лишь сигнал о том, что надо двигаться дальше, не теряя времени на неподходящий вариант.

Если хочется сменить работу, но не срочно, а при нахождении более интересного варианта

Бывает, работаешь себе, жизнь прекрасна, никуда уходить не собираешься, а тут вдруг находят тебя — и предлагают ещё более интересную работу. Многие о таком только мечтают!

Для того, чтобы подстраховаться на случай, если на текущем месте работы что-то пойдёт не так (могут уволить, сократить, а могут даже закрыть направление бизнеса или вообще ликвидировать компанию), может быть нелишне иметь заполненный профиль на LinkedIn или похожих по смыслу сайтах, предназначенных для отображения Ваших «онлайн-резюме».

Для сферы разработки ПО, например, есть сайт «Мой круг«, на котором вполне себе ищут кандидатов рекрутеры. Если Вы заполните информацию о своём профессиональном опыте, опишете свои навыки, знания, опыт работ и достижения, работодателю будет проще самому Вас найти.

Дополнять своё резюме по мере получения профессиональных навыков, знаний, сертификатов гораздо проще, чем в суматохе стряпать хоть какое-нибудь резюме, если не с чего начать.

Начните составлять либо обновлять резюме уже сейчас, и кто знает, может именно размещение своей «профессиональной визитки» в сети и станет той «удачей», которую кто-то ждёт, а кто-то ловит за хвост, действуя!

Бонус-раздел для продвинутых

Несмотря на то, что поиск работы по письменному резюме всё ещё является стандартом поиска работы, можно искать работу или заявлять о себе рsyre труда разными способами.

Проявите креативность, сделайте больше других, выделитесь на фоне соискателей:

  1. Снимите видео о себе как о эксперте,
  2. Разместите в соцсетях информацию о себе как о профессионале,
  3. Ведите профессиональный блог на своём сайте, специализированных площадках или хотя бы в соцсетях,
  4. Начните вести свой профессиональный подкаст, свой профессиональный канал на Youtube,
  5. Выступайте на конференциях,
  6. Пишите статьи в профильные издания,
  7. Пишите книги.

Если ищете работу открыто, не стесняйтесь написать пост в соцсетях и попросить друзей репостить его и порекомендовать Вам подходящие вакансии в их компаниях. Истории, когда человек не стал ждать откликов на hh.ru, а нашёл работу через соцсети, могут стать для Вас примером (вотвот).

Выводы

Мне очень нравится фраза: «Везёт тем, кто везёт». Будьте проактивны, и у Вас в поиске работы будут запланированные успехи, а не переменчивая удача. 🙂